- сообщество туристов Нижегородской области

Ичалковский бор. Чудеса действительно бывают! 2006 год

На юге Нижегородской области находится замечательное место, рай для отдыха… Невероятно красивое и уникальное. Имя ему – Ичкаловский бор. Именно туда в 2006 году я и отправился. Точнее, решил навестить своего старого приятеля.

В своё время, лет десять назад, мы как-то побывали тут со старшим сыном, теперь как раз подоспел удобный случай освежить в памяти воспоминания, воспользоваться отличной погодой и посетить красивейший, как по мне, уголок родного края. Не знаю почему, но первая моя поездка в те места не оставила в моей памяти таких приятных, искренних чувств, как тот день… Четыре года прошло, а как взгляну на фотографии, сразу вспоминаются те места. Эта природа, эти ущелья, к которым испытываешь огромное уважение. Не страх, а именно уважение.

Накануне отмечали мой день рождения, поэтому выехать раненько не получилось… К обеду собрались, решив дорогу туда и обратно проделать разными путями. Туда направились по маршруту Кстово – Большое Мурашкино – Перевоз. Как же было невыносимо! Эти садоводы, которые не успели попасть на дачи днем ранее, создали невероятный поток, который был особенно плотен. Вдобавок к этому – обычный трафик трассой М7. В сумме потеряли мы минут пятьдесят. Легче стало только после того, как свернули на Большое Мурашкино.

Прямо в Перевозе (поселочек) пересекли мы речку Пьяну. Я так и не понял, честно говоря, естественное или искусственное у нее происхождение? Очень красивая речка, мне понравилась. Искупнувшись, продолжили свой путь.

В общем, доехали мы до домика возле границы бора, оставили машину у лесника и дальше решили идти пешком. Решили, так сказать, прогуляться, да и старичок-лесничек вызывал доверие. Весь мягкий такой, дружелюбный.

Дорога кстати достаточно натоптанная, накатанная. Ко всем достопримечательностям ведут тропы, довольно нахоженные, так что сложно заблудиться. Примерно через два километра пришло время свернуть направо, поворот вел к скоплению пещер. Сделали привал, набрались бодрости и продолжили путь. Ледяная пещера поразила своими размерами. Неплохой такой провальчик глубиной метров пятнадцать да и диаметром где то больше двадцати. Большой грот в общей сложности около 30 метров длиной. В ней даже летом температура около минус трех градусов, а на стенах ледяные натёки. В общем, внизу холодно и влажно.

Идем дальше: метрах в ста встретила нас Старцева яма, но вот попасть в нее нелегко. Земля влажная, поэтому вниз я лезть не стал, сделал лишь фото на память, а она осталась долгой и незабываемой. История названия этой ямы так и осталась для меня загадкой.

Самый красивый провал, мне он запомнился больше остальных, встретил нас следующим. Это была Безымянная пещера. От соседнего глубокого оврага отделяет лишь стенка шириной около метра. В ней и узкая расселина, при помощью которой мы спустились ко дну ямы. А в дальнем углу находится грот, внутри царит полная темнота. Неописуемо!

Самый большой в Ичалках провал это Кулёва яма. Невероятные размеры, где то 190 на 170 и глубина около 25 метров. Согласно легенде, именно сюда сбрасывали тела, зашитые в кули, преступников и самоубийц. Ныне этот каменистый обрыв место тренировок для альпинистов. Очень красиво, ничего подобного не встречал еще нигде.

Список птиц, обитающих здесь, просто потряс моё воображение. Белый аист, коршун, филин – я был просто в шоке! Поговаривают, еще и сыч есть, но чего не видел — того не видел. Ладно, поели растущей в бору смородины, друг сфотографировал меня с грибочком, и мы решили возвращаться к месту, где оставили машину. Невероятно, как же не хотелось уезжать…

Провели мы в этом заказнике примерно четыре часа. На берегу Пьяны приятель сходил за дровами в лес, и мы устроили небольшой пикничок. Около восьми часов решили тронуться в обратный путь, но на этот раз выбрали дорогу Ичалки, через Вад, Криушу.

Так мы добрались в Нижний Новгород. Обратная дорога вышла ненамного короче, но добрались намного быстрее, где-то за два часа. Никогда не думал, насколько божественна бывает природа, и что самое интересное — она рядом.