- сообщество туристов Нижегородской области

Сплав по реке Сережа (июнь 2010 года)

Нам про сплав по реке Сережа рассказали друзья – водники. Мы – не экстремалы, никогда нам не хотелось преодолевать пороги, или ходить на весенние сплавы по большой воде. Зато мы большие приверженцы летнего сплава с минимумом неудобств и заморочек.

Река Сережа сразу привлекла наше внимание легкостью заброски: с Казанского вокзала Москвы до остановки Мухтолово либо пассажирским поездом, либо электричками с пересадками. Далее автобусом до Нижнего Новгорода, рейс которого проходит через Лесуново.

Июнь 2010 года, мы отправились с Казанского вокзала на пригородной электричке до Мурома и дальше до Мухтолово, а потом на автобусную станцию. В принципе, мы на автобус опоздали, а ждать не хотелось, поэтому арендовали обычный «жигуль», водитель которого с превеликим удовольствием добросил нас на берег Сережи. Лучше было высадиться перед мостом чрез реку, а нас высадили чуть выше. Спуск к реке для надувных лодок там неудобен, поэтому нам все же пришлось спуститься к мосту. Пока мы разбирались с лодками, проверяли их, наши спутницы поднялись обратно на мост, и пошли в село. Надо было купить в дорогу хлеб и что-нибудь из сладостей, которых на воде всегда мало бывает.

Мы, конечно, читали описания маршрута, но друзья сказали, что описания, видимо, составляли те, кто на реке ни разу не был, поскольку сосновые леса начинаются не у Лесуново, а гораздо ниже по течению. Мы вообще первый день плыли пробираясь между зарослями

, а заводей и отводов от основного русла было такое множество, что несколько раз пришлось выбираться из тупиков. Поскольку из села мы вышли только часа в 2 дня, а надувная лодка – тихоходная посудина, то о стоянке мы начали заботиться задолго до вечера. А стоянок не было, вернее, их не было видно с воды, и ориентироваться пришлось только по тропинкам в осоке. Часа три мы поднимались по тропинкам, которые вели не на поляны, а уходили вглубь лесного массива. Как мы потом решили, это были тропинки рыбаков, ведь самые рыбные места в таких болотистых заводях. В конце концов, отчаявшись найти стоянку на высоком берегу, решили остановиться на ночевку на сухой болотине.

Пожалели об этом сразу же, как попытались поставить первую палатку. Было много мошки, которая не боится ни дыма, ни гелей, на которых написано «от мошки, гнуса и проч.». Быстро темнело, идти дальше стало опасно, и мы решили ночевать здесь

Накомарники не помогли, искусаны к утру были до отеков. Вообще, первая ночевка запомнилась мошкой и голодным урчанием в желудке (готовить и есть было невозможно, мошка забивалась в рот и нос). Как потом выяснилось, нам не повезло с началом сплава, дня за два до этого прошли сильные дожди, а солнца не было, вот и появилось много мошки. Лето и очень тепло даже ночью, и результат мы имели на лице.

Примерно на середине отрезка реки Лесуново – Румасово нам встретился реликт – Петров мост, с которого свисали целые пролеты бревен. Страшновато было даже подплывать к нему. Нам пришлось практически пешком переводить лодки под Петровым мостом, и постоянно угнетало чувство, что какое-нибудь из бревен именно сейчас рухнет в реку или на нас. Благо, что все обошлось, мы довольно быстро «пробежали» это участок реки по насыпи. А дальше начались «утиные» берега

Стоило только хлопнуть веслом по воде, как из ближайших зарослей осоки вылетали целые стаи уток, которые стремительно бежали от нас по реке. Кстати, Сережа за Петровым мостом становится чище и глубже, поэтому надо быть внимательней, чтобы течение не прибило к берегу. Не доходя до Румасово слева есть хорошее место для дневки. Мы там оставались почти два дня, ветрено и спокойно. Вода здесь уже чистая, но с таким непонятным желтоватым оттенком, поэтому мы предпочитали везти воду для питья с родников. Река уже без травы, и много рыбы в затонах. Отдыхали, рыбачили, и хотя улов был небольшой, но мы ведь не за рыбой приехали, а за красотой, и ее на этом месте было в избытке.

После Петрова моста Сережа становится шире, сосны появляются все чаще на высоких берегах. Чаще мы стали останавливаться на пляжах, чтобы искупаться, хотя вода для женщин была холодновата. Песчаные откосы по обоим берегам давали возможность в любом месте выйти, размять ноги. Появилось небольшое течение, и мы, наконец, стали ощутимо двигаться. Потом Сережа несла лодки в долине между невысоким откосом с одной стороны и луками с другой. После впадения речки Салаксы, мы плыли меж заливных лугов, и цивилизация начала приближаться с огромной скоростью. Чуть в стороне от реки по левой стороне проходит дорога, которая соединяет Румасово и Пустынь. Еще два часа сплава и мы увидели первые дома деревни Валтово, где у небольшого причала сошли на берег. Летний сплав успешно завершился, и мы благодарили Сережу.

Общая протяженность маршрута Лесуново – Валтово – 65-66 км.