Самые необычные железнодорожные вокзалы

В современном мире мы спешим, нам нужно переместиться из точки А в точку Б с максимальной скоростью и комфортом: вовремя прибыть на вок, разложить вещи, достать книгу или планшет и скоротать время в пути за какимнибудь почти увлекательным занятием. Не всех воодушевляет путешествие на поезде. Если прервать эту порочную схему и оглядеться, открывается весьма поразительная картина, полная эстетической гармонии. Некоторые вокзалы и станции являются произведениями искусства, которые вошли в учебники по архитектуре и дизайну. Красота и функциональность дополняют, а не исключают друг друга. Вот самые яркие примеры.

Вокзал Сент-Панкрас. Лондон, Великобритания

“Оригинальное место для оригинальных вещей” — именно такой слоган был выбран для вокзала Сент-Панкарс в Лондоне. Это не просто станция, откуда отправляются поезда, а арт-площадка, где выставляются современные художники. Есть постоянные экспозиции, а есть обновляемые выставки, как в настоящем музее. Самыми знаковыми и обсуждаемыми произведениями на сегодняшний момент стали подвешенные инсталляции. Одна из них представляет собой плексигласовые облака с фигурами людей, застывшими в странных и неестественных позах. Авторы Люси и Хорхе Орта — настоящие провокаторы. Они считают, что каждый должен сам для себя определить смыслэтой “облачной композиции”, а они дают лишь пищу для размышлений. На “постоянной выставке” отметилась 9-метровая бронзовая скульптура “Место встречи” Поля Дея. Она изображает влюбленных, встретившихся после долгой разлуки. Другая скульптура просвещена сэру Джону Бетжемену — поэту и писателю, который спас вокзал от сноса в 1960 году.

Центральный вокзал. Нью-Йорк, США

Построенный еще в 1913 году Центральный вокзал не утратил своего очарования. Он является такой же визитной карточкой Большого Яблока, как Статуя Свободы или Эмпайр Стейт Билдинг. Мраморные лестницы, сверкающие люстры, сводчатый потолок украшенный затейливыми астрологическими рисунками. Его главный холл более, чем внушительных размеров — 84 метра в длину и 38 метров в ширину успел сняться во множестве голливудских фильмов. Например, стены Центрального вокзала стали фоном культового “Крестного Отца” и другого гангстерского блокбастера“Путь Карлито”, обласканных многими кинопремиями. Так что Нью-Йоркский вокзал вполне заслуживает звезды на аллее славы наравне с именитыми актерами.

Аточа. Мадрид, Испания

Аточа — один из самых старых вокзалов Испании и самый большой в Мадриде. Когда-то с него отправлялись поезда в королевскую резиденцию в Аранхуэсе. Он стал первым сооружением из стекла и бетона, построенным в столице в 1851 году. Но это не главное, чем он знаменит. Зал ожидания способен впечатлить даже самого продвинутого путешественника. Внутри огромного стеклянного купола, на территории 4 000 квадратных метров, находится оранжерея с тропическими растениями и цветами. Небольшой пруд с черепахами дополняет картину.

Льеж-Гийемен. Льеж, Бельгия

Это удачный образец современного строительства в стиле хай-тек, которое не диссонирует с окружающей природой и не вызывает отторжение на фоне старых построек города. Основным элементом конструкции здания в форме ракушки являются 40-метровые стальные арки, которые по мнению архитектора Сантьяго Калатравы повторяют изгибы холма Куант и реки Маас, расположенных недалеко от сооружения. Не смотря на впечатляющие размеры, создается впечатление, что Льеж-Гийемен парит в воздухе. Огромные стеклянные фасады вокзала также стали экраном, где транслируется все самое важное — от последних новостей до анонсов фильмов, запланированных в прокате.

Чхатрапати Шиваджи. Мумбаи, Индия

Чхатрапати Шиваджи, экс-Виктория-Терминус — не только символ Мумбаи, входящей в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но и блестящий образчик неоготической викторианской архитектуры, где сплелись культурные традиции Европы и индийские мотивы из сказок и легенд. Автор проекта — британский архитектор Фредерик Уильям Стивенс постарался воплотить материальное свидетельство сплава двух культур.

Готические арки, башенки, купола из камня украшают здание снаружи, внутри вокзал богато декорирован резными элементами из дерева и ковкой. Изначально вокзал был назван в честь королевы Виктории, но в 1996 году был переименован в честь Чатрапати Шиваджи — народного героя, который стоял у истоков освобождения Индии от Великих Моголов.

Флиндерс-стрит Стейшн. Мельбурн, Австралия

В 1889 году на месте старых и невзрачных построек появился новый вокзал, который полюбился жителям благодаря большому куполу и часам. Вокзал стал не просто точкой отправления грузовых и пассажирских составов, но и главным сосредоточением социальной жизни горожан. В разное время в здании находились магазины, офисы, бальный зал, а под самым куполом даже нашлось место детскому саду с игровой площадкой на крыше. Правда, долго он не просуществовал в силу неуемного любопытства и тяги к приключениям юных мельбурнцев. Местные жители еще с давних пор назначают свидания «под часами», имея ввиду главный вход вокзала. Однажды они чуть не лишились ориентира для встреч. Один недальновидный мэр в наши дни решил заменить старые, выгоревшие насолнце аналоговые часы на современные цифровые. Такое опрометчивое решение спровоцировало нешуточные волнения, так что старые, но обновленные часы вернули на место, а жизнь Мельбурна и его обитателей пошла снова своим чередом.

Центральный железнодорожный вокзал. Милан, Италия

Это один из крупнейших железнодорожных вокзалов, с которого отходят поезда во все уголки Италии. Из-за экономического кризиса, который случился в стране после Первой мировой войны, строительство шло довольно долго, поэтому время от времени в проект вокзала вносились изменения. Самые грандиозные, которые дошли до нас, сделал Бенито Муссолини. По его задумке вокзал должен был отображать величие фашистской идеологии. Так в архитектуре здания появился гигантский купол площадью 66 500 квадратных метра. Длина фасада выросла до 200 метров, появился роскошный мраморный пол, на который ушло 11 000 кубометров отборного камня и множество каменных скульптур. После падения режима Дуче облик вокзала кардинально не меняли.

Гар дю Нор. Париж, Франция

Парижский Гар дю Нор — самый оживленный вокзал Европы. Он предлагает маршруты поездок практически по всей Франции. Отсюда также ходят поезда в Бельгию, Голландию, Германию и Великобританию. Первый вокзал Гар дю Нор был открыт 14 июня 1846 года, одновременно с введением в эксплуатацию маршрута Париж-Амьен-Лиль. Вскоре стало ясно, что вокзал не справляется с огромным пассажиропотоком и количеством грузов, поэтому в 1860 году началось расширение железнодорожного комплекса, и уже 1864 году от перрона отъехали первые составы. Кстати, фасад здания не разобрали по кирпичику, а перевезли в Лиль, теперь он украшает тамошнюю станцию. Помимо внушительных размеров, которые приобрел Гар дю Нор, здание примечательно триумфальной аркой и скульптурной композицией, которая олицетворяет города, которые обслуживает железнодорожная компания. Вдоль карниза установлены восемь статуй, символизирующие пункты назначения за пределами Франции, девятая фигура Парижа находится в центре. Двенадцать статуй северных французских городов поменьше расположены ниже на фасаде.

Старый железнодорожный вокзал, Куала-Лумпур, Малайзия

Когда-то Малайзия была английской колонией, а англичане любили и умели строить железные дороги. Добираться на муллах, быках и прочей парнокопытной живности по разбитым дорогам подданные Ее Величества не любили. В 1910 году в центре Куала-Лумпура появился первый вокзал. Изящное здание вобрало в себя архитектурные традиции индийской, западной и арабской культур. Получился совершенно потрясающий экземпляр колониального строительства. Железнодорожный вокзал стал крупнейшим транспортным узлом страны, да и в целом регионе он играл не последнюю роль.

В 1986 году вокзал частично разгрузили, поезда дальнего следования перевели на другую станцию, а поезда пригородного направления оставили. Здание отреставрировали и из привокзальной гостинцы сделали шикарный отель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *